Меню
Педагогическое конструкторское бюро

Ученическое самоуправление,
или Как создать совет обучающихся

Информация для тех, кто формирует и поддерживает деятельность советов обучающихся в школах и колледжах
Если у вас еще нет совета обучающихся, мы вам поможем его сформировать. А если совет уже есть и работает, мы готовы сделать его работу более эффективной.
На сайте приводятся систематизированные по разделам материалы, которые можно просмотреть, скачать и приобрести для использования. Успехов!
PDF-гайды и пособия
         Прутченков А.С., Прутченкова С.А. Совет обучающихся: сферы ответственности, типичные ошибки и алгоритм создания. Практическое пособие. - М.: Педагогическое конструкторское бюро, 2024. - 124 с.
          В пособии раскрываются основные этапы создания совета обучающихся в образовательной организации общего и среднего профессионального образования, а также ключевые сферы его ответственности.
         Отдельно рассматриваются типичные ошибки, с которыми сталкиваются инициаторы создания самоуправления, и представлены конкретные технологии, позволяющие совету обучающихся организовать свою работу.
         В приложении приводится Манифест старшеклассников «Какой должна быть школа будущего» как материал для размышлений.
Материалы пособия адресованы активистам ученического самоуправления, работникам системы общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, кураторам детских и молодежных общественных объединений, а также всем, кто заинтересован в развитии и поддержке деятельности органов ученического самоуправления.
Купить пособие


2
Презентации по теме "Советы обучающихся"

3
Ошибки и советы по их исправлению

4
Информация для размышлений и дискуссий
Советник директора по воспитанию глазами детей. Это:
- специалист с пониманием роли детских общественных объединений в развитии учеников;
- эксперт, способный эффективно взаимодействовать с детьми и помогать им развивать навыки анализа социальных проблем, выражения мнений и принятия ответственности;
- организатор тренингов и семинаров по развитию критического мышления и коммуникации;
- психолог, создающий атмосферу доверия и поддержки, что способствует открытому общению и выражению мыслей и чувств школьников;
- координатор деятельности детских объединений, использующий эффективные методики работы;
- консультант, поддерживающий педагогов в работе с классом, помогающий им развивать навыки коммуникации и решения конфликтов;
- наставник, активно вовлекающий учеников в общественную жизнь для формирования их гражданской позиции;
- аналитик, готовый помочь ученикам развить навыки, необходимые для успешной карьеры и социальной адаптации.
Разумеется, этот перечень не исчерпывающий. Мы продолжим изучать мнение школьников разных возрастов о том, каким они хотели бы видеть советника в своей школе. А какие навыки и умения вы хотели бы видеть в советнике директора, который уже работает или начнет работать в вашей школе или колледже в наступающем учебном году? Напишите в комментариях.
«Педагогическое конструкторское бюро» https://pedburo.ru/ проводит вебинары для советников по теме «Интерактивные технологии в работе советника директора по воспитанию».
#ПедБюро #Прутченков

Письмо советника директора «О работе, которая дает смысл жизни!»
«Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мыслями о работе, которая дала мне смысл в жизни. Я - советник директора школы по воспитанию, и моей самой главной целью считаю развитие и поддержку ученического самоуправления.
Я очень волновалась, когда я впервые вошла в школу. Она стала моим вторым домом, а ученики - моей второй семьей. С каждым днем я влюблялась в свою работу еще больше. Дети рассказывали мне о своих мечтах и идеях, и я стала их наставником и поддержкой в осуществлении этих мечтаний.
Работа с советом обучающихся - это не просто моя профессия, это моя страсть и призвание. Каждый день, когда я встречаюсь с яркими, талантливыми и амбициозными старшеклассниками, мое сердце наполняется радостью и благоговением. Я вижу, как они развиваются, какие таланты раскрываются, и я горжусь тем, что я могу быть свидетелем их превращения в сильных, ответственных и уверенных в себе лидеров.
А школьное ученическое самоуправление - это не просто организация мероприятий или выборов. Это зерно, которое прорастает и превращается в могучее дерево, дарящее тень и защиту всем вокруг. Это возможность для каждого ученика почувствовать себя частью чего-то большего, научиться принимать решения, быть ответственными и активно влиять на жизнь школы. Я знаю, что наш совет обучающихся не просто промежуточный этап в их жизни, он помогает им стать лучшими версиями себя. Я очень благодарна за то, что я могу быть частью этого процесса. Личные рассказы, улыбки и достижения каждого ученика заставляют меня повторно осознавать ценность нашей работы советника директора по воспитанию. Мы вместе создаем будущее, и это восхитительное чувство.
Я не могу быть равнодушной к своей работе. Я вижу, как ученики растут, какие пути они проложили и как они преодолевают преграды на своем пути. Это мое призвание, и я не могу представить свою жизнь без него. Спасибо вам, мои замечательные ученики, за то, что позволяете мне быть частью вашей истории. Обещаю, что буду продолжать поддерживать вас и воплощать в жизнь наши совместные мечты. Советник директора школы № 44, Оксана Сергеевна».
«Педагогическое конструкторское бюро» активно поддерживает советы обучающихся. Смотрите здесь наши материалы - https://pedburo.ru/usovet
Нам очень интересно узнать ваше мнение о роли советника директора по воспитанию в развитии и поддержке советов обучающихся. Пишите здесь в комментариях.
#ПедБюро #Советобучающихся #Прутченков
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Воспитание личным примером!
Кто о чем, а я опять о Комсомоле! Один из основных принципов, который я усвоил именно в комсомоле, работая секретарем комсомольской организации школы, «вовлекай и веди за собой личным примером». Это основная технология, которую важно сегодня использовать практически в любом виде педагогической деятельности.
Это ключевой фактор, о котором ни в коем случае нельзя забывать, особенно если говорить о современных школьниках и студентах. Такого количества «соблазнов и фейков» прежде просто не было. Вместе с тем, очень часто именно «личный пример» является серьезной проблемой в процессе обучения и воспитания, да и в переподготовке и повышении квалификации педагогов. Ни преподаватели, ни профессорско-преподавательский состав не могут показать или даже рассказать о своих личных примерах работы с теми, о ком они говорят во время курсов.
Надеюсь, что система подготовки советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями не будет делать такой ошибки, то есть только «теоретизировать». Главный принцип «личный пример», значит советник сам должен уметь как секретарь комитета комсомола – все делать сам, организуя работу совета обучающихся, различных детских объединений и, разумеется, первичного отделения Российского движения детей и молодежи (РДДМ), которое стартует в эти дни в Российской Федерации.
С Днем рождения Комсомол! С рождением РДДМ!
Дополнительная информация:
Страница «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
#ПедБюро #Ученическоесамоуправление #Советобучающихся #Проект #Методика #РДДМ #Знание #Лигалекторов #Прутченков
Кто может работать в совете обучающихся?
Вы задумывались над этим вопросом? Может быть тот, кто хочет? И этого достаточно? Или все-таки нужно выбирать из нескольких кандидатур, которые еще должны обосновать – почему именно ему можно доверить такое серьезное дело – представлять и защищать интересы всех? В классе - в совете класса, а в школе – в общешкольном совете обучающихся.
Или достаточно мнения (решения) классного руководителя: «Сергей (Света и т.д.) ты в этом году будешь работать в совете класса и отвечать за .... далее идет перечисление обязанностей школьника». А на уровне школы эти вопросы решает заместитель директора (сегодня советник директора по воспитанию).
А может быть еще нужна подготовка к работе в органах ученического самоуправления, хотя бы минимальная – учеба активистов, которые в дальнейшем войдут в состав совета? Но снова вопрос: «Какие образом – назначением или избранием в ходе выборов?»
Мой традиционный вопрос: «А у вас в школе или колледже как решается эта проблема – формирование состава совета обучающихся?»
Сегодня вечером 20.20.2022 в 18.00 (МСК) приглашаю на вебинар «Основные сферы ответственности совета обучающихся». Пишите в комментариях – пришлем ссылку на вебинар.
Дополнительная информация по теме:
Наш сайт «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
«А за что отвечает совет обучающихся?»
Постоянные встречи с активистами ученического самоуправления показывают, что очень часто члены совета обучающихся слабо представляют, за что должен отвечать совет. Конечно, есть очень ответственные ребята, которые понимают, что их избрали, а значит доверили представлять интересы всех школьников. Но более конкретно объяснить получается далеко не всегда.
И это не вина, а беда для совета, который в этом случае превращается в волонтерский штаб по реализации инициатив педагогов или советника по воспитанию. Мы не против активного взаимодействия со всеми: педагогами, родителями и даже социальными партнерами, которые сегодня есть практически у каждой школы. Но при это важно понимать, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 26 зафиксировано, что «в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся создаются советы обучающихся».
Итак, совет обязан, как минимум, изучать мнение обучающихся и выражать это мнение при принятии решений, которые затрагивают их интересы.
Мои традиционные вопросы: «А какие основные обязанности возложены на совет обучающихся в вашей школе или колледже? И как совет их выполняет?»

Для более подробного изучения это темы приглашаем вас на вебинар по теме «Основные сферы ответственности совета обучающихся», который мы проводим 20 октября в 18.00 (по Москве). Ссылка будет в день вебинара на канале в Telegram - https://t.me/usovet
Дополнительная информация по теме (прямые ссылки):
Наш сайт «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
Плейлист на RuTube - https://rutube.ru/plst/216703/
Плейлист на YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=caub9d6s6Cg&list=PLvaHI2X9Lj6ICtX3Nrskx9SGKwvu3U4yp
Канал в Дзен - https://dzen.ru/suite/824e05ab-a353-4f85-b96a-187ba95f6f42
#ПедБюро #Ученическоесамоуправление #Советобучающихся #Проект #Методика #Знание #Лигалекторов #Прутченков
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Может ли совет обучающихся обращаться со своими предложениями в педагогический (Управляющий) совет?

Разумеется, но только помнить о том, что это должно укладываться в рамки «законных прав и интересов обучающихся». Выходить за рамки требований законов России и локальных актов школы нельзя! А все остальное – это материалы для переговоров, аргументов и наличия ресурсов у школы.
А чтобы предложения совета обучающихся получили одобрение и поддержку, нужно подумать над тем, как то, что предлагает совет помогает педагогическому коллективу решать проблемы школы? Для этого нужно «держать руку на пульсе», то есть интересоваться тем, что волнует или даже тревожит школьников – от начальной школы до будущих выпускников.
Обобщив полученную информацию, сначала нужно попытаться решить актуальную для детей проблему своими силами, в рамках имеющихся полномочий и ресурсов. А если не получается, тогда можно и нужно обращаться с конкретным предложением в педагогический совет. При этом обязательно рассказать о том, как совет обучающихся сам пытался решить тот вопрос, с которым он сейчас обращается к педагогам.
И мой традиционный вопрос: «С каким предложением совет обучающихся обращался в педагогический совет и каков результат?»
Наш сайт «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
Плейлист на RuTube - https://rutube.ru/plst/216703/
Плейлист на YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=caub9d6s6Cg&list=PLvaHI2X9Lj6ICtX3Nrskx9SGKwvu3U4yp
Канал в Дзен - https://dzen.ru/suite/824e05ab-a353-4f85-b96a-187ba95f6f42
#ПедБюро #Ученическоесамоуправление #Советобучающихся #Проект #Методика #Знание #Лигалекторов #Прутченков

Может ли советник директора по воспитанию входить в состав совета обучающихся?
Сразу пишу категорическое «НЕТ». Совет обучающихся – это орган самоуправления, состоящих представителей обучающихся, избранных от их имени и представляющий и защищающих их интересы. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» есть специальная статья 26, которая зафиксировала это положение: «... По инициативе обучающихся создаются советы обучающихся». И точка.
У взрослого советника по воспитанию, хотя он может быть всего на несколько лет старше самих школьников, все таки другая функция - куратор, наставник, советник, консультант, который помогает ученическому совету самостоятельно обсуждать имеющиеся проблемы, затем принимать решение и главное – выполнять эти решения своими силами.
Если за совет обучающихся это делает советник, это другая форма включения школьников в решение проблем школы или колледжа. Именно это важно понять всем педагогам – от классного руководителя, который консультирует совет класса, до советника директора по воспитанию, который курирует деятельность совета обучающихся образовательной организации.
Мои традиционные вопросы: «А как работает совет обучающихся в вашей школе или колледже? Самостоятельно или фактически является «помощником» советника и педагогического коллектива? Если это так, почему? Что мешает совету стать самостоятельным органом ученического самоуправления?»
Педагогическое бюро 20 октября в 18.00 продолжает разговор о работе советов обучающихся. В этот раз поговорим об основных сферах ответственности ученического совета. Встречаемся в ZOOM. Если вам это интересно – пишите в комментариях. Мы вам вышлем ссылку.
Наш сайт «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
Плейлист на RuTube - https://rutube.ru/plst/216703/
Плейлист на YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=caub9d6s6Cg&list=PLvaHI2X9Lj6ICtX3Nrskx9SGKwvu3U4yp
Канал в Дзен - https://dzen.ru/suite/824e05ab-a353-4f85-b96a-187ba95f6f42
#ПедБюро #Ученическоесамоуправление #Советобучающихся #Проект #Методика #Знание #Лигалекторов #Прутченков
И снова о роли советов обучающихся

В Общественной палате Российской Федерации в конце сентября прошел Круглый стол, в ходе которого мы обсуждали проблемы воспитания школьников. Я в очередной раз представил технологии «Педагогического бюро», которые позволяют педагогам самостоятельно конструировать занятия, в том числе и «Разговоры о важном», например, в формате «Интервью с интересным человеком».
Но основные акценты я сделал на другом. Во-первых, на возможности для школьников самим активно участвовать в подготовке и проведении очередного занятия. Кстати, это отличный инструмент для диагностики интереса и включенности детей в этот проект Министерства просвещения. Если дети просто «присутствуют», ведь занятие включено в официальное расписание – это одна история. А если школьники готовы включиться в подготовку, сами предлагают тему и формат ее обсуждения – то это другая ситуация.
А второй – еще более важный аспект – возможность после очередного занятия «перейти от слов к делу». Планируя занятие, следует продумать различные виды активности детей, например, после занятия «День пожилого человека» – школьники могут посетить ветеранов и пенсионеров, которые живут рядом с ними.
И в этом особая роль отводится советам обучающихся всех уровней – от совета класса до совета школы и колледжа. Именно они могут узнать мнение своих ровесников и помочь педагогам спланировать интересное занятие с практическим выходом после его проведения. Иначе очень большой риск превратить занятия в «начетничество», то есть в формальное освоение информации.
И мои уже традиционные вопросы. А вы уже включаете двоих учеников в подготовку занятий? И есть ли у вас такие планы? Если нет, что мешает?
А для тех, кого интересуют вопросы создания и поддержки ученического самоуправления, мы начали онлайн курс «Советы обучающихся».
Наш сайт «Ученическое самоуправление»: https://pedburo.ru/usovet
Канал в Telegram - https://t.me/usovet
Плейлист на RuTube - https://rutube.ru/plst/216703/
Плейлист на YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=caub9d6s6Cg&list=PLvaHI2X9Lj6ICtX3Nrskx9SGKwvu3U4yp
Канал в Дзен - https://dzen.ru/suite/824e05ab-a353-4f85-b96a-187ba95f6f42
#ПедБюро #Ученическоесамоуправление #Советобучающихся #Проект #Методика #Знание #Лигалекторов #Прутченков
Ваш опыт
Мы ждем краткое описание работы вашего совета обучающихся в комментариях в нашей группе в Telegram «Ученическое самоуправление»
Ваши трудности
С какими трудностями столкнулась ваша школа или колледж при формировании совета обучающихся? Что оказалось неожиданным? И главное - как вы справились с этими трудностями?
Ваши рекомендации
Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует создавать или избирать новый состав совета обучающихся?

  • Прутченкова Светлана Александровна
    Руководитель Педагогического конструкторского бюро
  • Прутченков Александр Сергеевич
    Главный научный сотрудник Педагогического конструкторского бюро
  • Павлова Анна Алексеевна
    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро
Made on
Tilda