Меню
Педагогическое конструкторское бюро

Как ставить цель и формулировать задачи проекта?

Краткий анализ ошибок начинающих проектных групп и практические советы опытных проектировщиков
Вернуться к списку ошибок и советов.
"Препятствия могут остановить только тех, кто не стремится к поставленной цели достаточно сильно".


Рэнди Пауш
Здесь мы проанализируем ошибки, связанные с формулировкой цели проекта и ее разбивку на конкретные задачи
"Оказавшись в тупике, ставьте под сомнение все, кроме способности выбраться из него".

Твайла Тарп
Ошибка 1. Размытая формулировка цели
Часто причиной, по которой поставленная цель проекта остается не реализованной, является ее неконкретность.

Группа использует общие фразы, например, «улучшить экологическую ситуацию в городе».
Основные причины данной ошибки
1. Отсутствие четко сформулированного конкретного результата, на который ориентированы все мероприятия проекта
2. Отсутствие показателей и инструментов измерения результатов проекта
3. Отсутствие четко определенных сроков реализации проекта
Наш совет
Конкретизируйте цель, фиксируя конкретные достижимые результаты и способы из измерения, а также указывая реальные сроки реализации проекта.
Для этого:
  • 1
    Проанализируйте первый вариант формулировки цели проекта, используя приведенные ниже примеры постановки цели: первый — «Проводить веселые перемены для младших школьников», второй — «Проводить по две веселые перемены для младших школьников каждый учебный день».
  • 2
    Сформулируйте цель своего проекта, используя технологию SMART - конкретность, измеримость, достижимость, значимость, определенность по времени.
Хотите, чтобы бумажные карточки "Конструктор проекта" появились
в вашей копилке?
Ошибка 2. Отсутствие письменного варианта цели
Группа считает, что сможет, формулируя цель своего проекта, удерживать ее в голове без всяких записей в любом виде: бумажном или электронном. Но, как правило, такие цели смело можно отнести к разряду мечтаний, потому что трудно двигаться к достижению того, что не видишь, а каждый раз «вспоминаешь» что нужно делать. У зафиксированной цели шансов стать реализованной значительно больше.

Основные причины данной ошибки
1. Отсутствие навыков письменного оформления своих мыслей
2. Стремление быстрее «пройти» этот этап, который кажется группе формальностью
Наш совет:
Обязательно записывайте цели (блокнот, ежедневник, дневник - бумажные и электронные варианты).

Для этого:
  • 1. Помните поговорку «Что написано пером, не вырубить топором»
  • 2. Приступая к работе над формулировкой цели, обязательно используйте карандаш (ручку, фломастер и т.д.)
  • 3. Храните записанную формулировку цели и обращайтесь к ней во время дальнейшей работы над социальным проектом
Ошибка 3. Негативная формулировка цели
При работе над формулировкой цели своего проекта группа основной акцент делает на устранении негативных явлений. И поэтому по инерции использует глаголы с негативным значением - «сократить, ликвидировать, уменьшить, бороться» и т.д.
Основные причины данной ошибки
1. Восприятие замысла проекта только как борьбы с отрицательными явлениями.
2. Следование примерам уже реализованных проектов, где именно в этом залоге сформулирована цель
Наш совет:
Работая над целью, используйте только утвердительные позитивные формулировки
Для этого:
  • 1. Используйте правило «Аффирмация», то есть говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите. Например, правильное начало формулировки цели – «Сделать веселыми перемены …», а не «Бороться с беготней младших школьников …».
  • 2. Не употребляйте слова, обозначающие долженствование — «Нам нужно». Замените «Нам необходимо» на «Мы хотим», «Мы должны» на «Мы сделаем».
Ошибка 4. Формулировка цели в терминах процесса
Формулировка цели содержит только указание на действия, которые планирует предпринять группа в ходе реализации своего проекта
Основные причины данной ошибки
1. Не понимание смысла цели
Для группы проект - это не конечный результат, который достигается в процессе реализации проекта, а сам процесс проведения мероприятий
2. Уже имеющийся опыт формулировки целей
Группа ранее уже описывала цели проектов именно в терминах процесса «улучшить», «поддерживать» и т.д.
Наш совет:
Формулируйте цель в терминах результата, а не процесса: то есть «сделать то-то», а не «лучше работать».
Для этого:
  • 1. Сначала конкретно опишите тот конечный результат, который вы планируете получить по окончании проекта
  • 2. Затем сформулируйте действия вашей группы, которые приведут к достижению этого результата.
Ошибка 5. Задачи не соответствуют цели проекта или не полностью раскрывают ее
Любая цель кажется недостижимой до той поры, пока ее не начинаешь разделять на части. Например, желание помочь педагогам, ветеранам своей школы кажется на первый взгляд неосуществимым. Но если двигаться к поставленной цели небольшими шагами, будет проще ее достигнуть. Можно для начала поставить задачу помочь с покупками одному ветерану в день, потом двум и т.д. И так шаг за шагом вы достигните цели и проект будет успешно реализован.

Но группы часто при формулировке задач, которые должны раскрывать все аспекты достижения цели проекта, забывают об этом и описывают задачи, или не имеющие отношения к проекту, или раскрывающие цель только частично.
Основные причины данной ошибки
1. Отсутствие «правильного» опыта корректной формулировки цели и задач проекта
2. Непонимание соотношения цели и задач проекта, восприятие этих формулировок, как практически не связанных между собой
3. Стремление написать красивые предложения, имеющие отношение к проекту
Наш совет:
Разбивайте цель на конкретные задачи. Это называется «декомпозиция» цели. И проверяйте их соподчиненность.
Для этого:
  • 1. Используйте технологию «Дерево целей», которая позволяет ясно видеть как каждая задача становится частью «корневой системы» цели вашего проекта.
  • 2. Проверяйте каждую цель - какой аспект цели проекта она помогает решать.
  • 3. Если какая-то задача не «работает» на достижение цели, сразу убирайте ее и заменяйте новой.
Ошибка 6. Слишком глобальная цель
Формулируя цель своего проекта, группа не до конца понимает, что вся ответственность за ее реализацию ложится целиком на ее плечи. И поэтому появляются формулировки глобальных целей. Например, «Оказание помощи в культурном развитии молодежи города».
Основные причины данной ошибки
  • Стремление решить серьезную проблему, искреннее желание помочь максимальному числу людей
  • Непонимание уровня ответственности в случае неудачи проекта
  • Наивный расчет на помощь социальных партнеров, которые готовы оказывать посильную заранее согласованную помощь, но не делать всё за саму группу.
Наш совет
Рассчитывайте только на собственные силы. Это основное условие успешности вашего проекта.
Для этого:
  • 1. Потенциал группы
    Детально проанализируйте потенциал членов своей группы, и сделайте вывод о том, сколько времени вы готовы вкладывать в свой проект
  • 2. Материальные ресурсы
    То же самое сделайте с материальными ресурсами, которые необходимы для реализации вашего проекта в полном объеме.
  • 3. Финансовые ресурсы
    Составьте смету проекта, конкретно указав, сколько вам потребуется по каждой статье расходов
  • 4. Источники ресурсов
    Определите конкретные источники получения всех материальных и финансовых ресурсов
"Цель и результаты, к которым приведет ее достижение, должны вас привлекать".
Питер Друкер
Вернуться к списку ошибок и советов.
Над этим стоит подумать
  • Иоганн Вольфганг фон Гете
    Если вы мечтаете о том, что можете сделать - сделайте это.
  • Питер Друкер
    Осуществление наших желаний, во многом зависит от того, как правильно мы ставим цели.
  • Ли Якокка
    Выбирайте цели, которые вас манят, вдохновляют и окрыляют.
Ваши советы
Пишите комментарии в нашей группе в Telegram "Конструктор проектов"
Ваши трудности
С какими трудностями ваша группа столкнулась при формулировке цели проекта? О чем спорили при обсуждении задач? И главное - как вы справились с трудностями на этом этапе?
Ваши рекомендации
Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует заниматься разработкой своего первого проекта. Как правильно сформулировать цели и разбить ее на конкретные задачи?
Наша команда
Педагогическое конструкторское бюро
  • Прутченкова Светлана Александровна
    Руководитель
    Педагогического конструкторского бюро
  • Прутченков Александр Сергеевич
    Главный научный сотрудник
    Педагогического конструкторского бюро
  • Павлова Анна Алексеевна
    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро
Вернуться к списку ошибок и советов.
Made on
Tilda