Прутченков Александр Сергеевич
Онлайн-регата
Летняя тематическая смена «Полевая академия проектного менеджмента»
Авторы
  • Прутченков Александр Сергеевич
    Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник "Педагогического конструкторского бюро". Phone: +7 916 8183105
  • Прутченкова Светлана Александровна
    Магистр электронного образования, Руководитель "Педагогического конструкторского бюро". Phone: +7 903 2311123
Аннотация. В статье рассматривается алгоритм подготовки и проведения летней тематической смены в онлайн-формате с акцентом на самостоятельную разработку школьными командами социальных проектов с помощью «Конструктора социальных проектов».
Ключевые слова: тематическая смена, летний лагерь, образовательная программа, онлайн-формат, социальное проектирование, конструктор проектов, разработка социального проекта.
Статья об онлайн программе «Паруса-2020», основное содержание которой «Полевая академия проектного менеджмента». Это авторская программа интенсивного обучения практическим аспектам управления инициативными социальными проектами.
В практике нашего «Педагогического конструкторского бюро» летняя смена – это, с одной стороны, завершение годичного цикла работы школьных команд над социальными проектами, а, с другой – это старт нового учебного года, в ходе которого школьники могут реализовать свои подготовленные проекты, а также начать работу над новой проектной идеей. Именно эта роль летних тематических смен диктует их содержание и технологию проведения в формате «Полевая академия проектного менеджмента».
В течение последних двух дет, в условиях пандемии, наши традиционные программы претерпели серьезные изменения – перешли в онлайн формат. Хотя этот формат – онлайн марафон – мы используем почти десять Суть его заключается в том, что между очными встречами со школьниками в общеобразовательных организациях различных городов России – образовательные фестивали, деловые игры, проектные семинары – школьные команды получают задания, которые они выполняют, используя нашу интернет платформу и социальные сети.
Для участия в этой программе приглашаются проектные команды школьников, разработавшие в течение учебного года над социальным проектом или уже успешно реализовавшие его, а также волонтеры (студенты, выпускники этих школ), которые имеют успешный опыт реализации своих проектов.
Легенда тематической смены «Регата-2020»: Школьники - это экипаж яхты, который принимает участие в соревнованиях по парусному спорту.
Каждому экипажу предстояло принять участие в семи гонках, посетив разные острова и рифы. На каждом из них экипажу необходимо пройти испытания, решая креативные задания и кейсы, квесты и квизы, выполняя практические задания, а также выявить уровень развития своих ключевых компетенций как у отдельного участника, так и всего экипажа яхты и т.д.
Экипажи яхт использовали маршрутную карту, на которой для каждой гонки отмечены места старта и финиша. Ориентиры для очередной гонки экипажи получали в формате QR-код, который нужно прочитать с помощью мобильного устройства и следовать по указанному на карте маршруту. В QR-коде указывается место, куда в ходе очередной гонки следует прибыть экипажу до окончания назначенного времени.
Каждый экипаж распределял обязанностями, заполняя «судовую ролью»: капитан - лидер экипажа, организует согласованную работу всех членов команды; боцман - отвечает за качество связи, ведет учет имеющихся баллов, которые определяют рейтинг экипажа на маршруте регаты; штурман - изучает маршрут и ведет по нему яхту, используя полученную часть карты, соблюдая график гонки; фото-видео-оператор - фиксирует работу экипажа во время прохождения маршрута; журналист - оперативно готовит материалы (заметки) о работе экипажа и размещает их на сайте экипажа и в социальных сетях; художник - отвечает за оформление выполненных заданий и информации в социальных сетях.

Как любая тематическая смены – онлайн-регата началась с подготовки команд. За две недели до начала программы школьники и педагоги приглашаются не только познакомиться с ходом подготовки и материалами, но и включиться в ее разработку через социальные сети.
Подготовка команд- экипажей.
Участники готовят и размещают в сети свои визитные карточки (индивидуальные и командные), знакомятся с представителями других городов, которые планируют принять участие в онлайн-регате, а также высылают свои предложения по ее программе в Оргкомитет.
Всем участникам предлагались дополнительные задания, которые они выполняли в формате офлайн, то есть без интернета, а при наличии разрешения на личное общение в данном регионе, встречаясь своей командой очно. Выполнение этих заданий приносило дополнительные баллы и повышало рейтинг экипажа еще до старта Регаты.
Вот пример таких заданий:
- Фото-репортажи «10 самых необычных зданий нашего города» и «10 самых интересных мест нашего города»;
- Репортажи «10 самых важных дат в истории нашего города»;
- «10 самых людей в истории нашего города»;
- «10 самых интересных фактов о нашей школе»;
- «10 достижений нашей школы» и «10 выпускников нашей школы».
Эти материалы участники размещали в социальных сетях, а во время регаты рассказывали о себе и своем городе остальным экипажам.
Технический минимум
Очень важный аспект в условиях онлайн-регаты - технический минимум для участия в ее программах. Каждый участник должен иметь возможность пользоваться: мобильным телефоном, или ноутбуком или компьютером с выходом в интернет; а также иметь оплаченный трафик с учетом 4 часов ежедневной работы в интернет. Если во время Регаты школа открыта, участники могут пользоваться компьютерной техникой и интернетом школы по согласованию с администрацией. А в случае необходимости, нужно написать письмо с просьбой об оказании помощи в муниципальный отдел (управление) образования для доступа в школу. Оргкомитет Регаты оказал поддержку официальным письмом в адрес органов управления образованием.
До старта Регаты участники должны были:
1. Придумать название яхты. Помните: "Как назовете, так и поплывете";
2. Оформить флаг (вымпел) своей яхты. Флаг символизирует идею вашего экипажа;
3. Сформулировать девиз экипажа. Это основной принцип, который помогает вашей команде решать проблемы;
4. Придумать отличительный знак экипажа. Это может быть бандана, шейный платок, большой нагрудный знак и т.п.;
5. Составить список экипажа. Главное распределить роли в команде;
6. Пройти официальную регистрацию. Каждый член экипажа проходит регистрацию в гугл-форме;
7. Подготовить мобильную технику. У каждого участника должен быть смартфон, ноутбук или компьютер;
8. Обеспечить доступ в интернет. Экипажу необходимо иметь оплаченный доступ в интернет
9. Кроме того, всем участника было предложено изучить и сдать зачет по «Технике безопасности работы в интернете».
Каким был график работы «Полевой академии проектного менеджмента» в условиях онлайн-регаты?
Занятия были организованы путем чередования двух форматов:
1. Программа «Берег»
Это день в формате онлайн встречи, в том числе с обсуждением итогов прошедшего дня и консультации по программам и активностям на следующий день, а также специализированная образовательная программа «VIP-персоны», в ходе которой организуются онлайн-встречи с интересными людьми в формате: мастер-класс, ток-шоу, диспут, TED (по согласованию, включая участников ШГК предыдущих лет).
И правда, нельзя было не почувствовать (даже через экран!) энергетику журналиста Оксаны Силантьевой (Москва) и художницы Нелли Макеевой (Никель), увлеченность специалиста по информационной безопасности Алексея Лебеденко (Севастополь) и предпринимателя, основателя экодвижения «Van and Gog» Вадима Холина (Томск), заинтересованность в результатах работы руководителя проектного офиса «Школы городских компетенций» Натальи Петрухиной (Норильск)! Какая география!
Среди спикеров были выпускники прежних летних «Полевых академий проектного менеджмента», а теперь волонтеры онлайн-регаты: Лаура Смирнова и Дарья Тимофеева (Чита), Дмитрий Животов (Мончегорск) и Анастасия Давыденко (Норильск). Ребята неравнодушные, опытные, сумевшие представить свои социальные проекты на различные конкурсы, включая «Мир новых возможностей», который проводится компанией «Норникель». Они делились своими секретами успеха и это – наша особенная гордость! С такими проводниками в море выйти не страшно!
2. Программа «Гонка»
Это день самостоятельной работы проектных групп и консультаций (по заявкам студентов). Группы полностью самостоятельно определяют время и выбирают способы коммуникации, которые позволяют им выполнить все полученные на этот день задания и при необходимости получить консультацию у преподавателей Академии (с помощью ZOOM-кабинета, WhatsApp-чата или звонка). Основные форматы «Гонки»:
Прохождение квеста. Группы самостоятельно выбирают один из предложенных квестов и проходят его. Примеры используемых интернет-ресурсов: Сайт «Готовые онлайн-квесты», где для проектные группы проходят готовые квесты (по своему выбору); Сайт «Онлайн-квесты по Москве», в ходе прохождения которых команды получают возможность изучить форматы городского онлайн-квеста.
Разработка авторского квеста. Команды самостоятельно находят оригинальную идею для авторского квеста, формулируют для него задания, оформляют свой квест и приглашают всех участников Онлайн-Академии принять в нем участие. Примеры используемых интернет-ресурсов:
- Сайт «Арзамас», где опубликованы задания, которые можно использовать для онлайн-станций квестов с городской тематикой;
- Сервис «Доктор Квест», где размещаются примеры квестов и инструмент для создания авторских онлайн-квестов с учетом тематики «Школы городских компетенций»;
- Сервис Learnis «Выберись из комнаты», где дается конкретный инструмент для создания онлайн-квеста;
Лучшая команда по итогам презентации онлайн-квестов отправится на профессиональный онлайн-квест на сайте «Клаустрофобия».
Онлайн-мастер классы, творческие мастерские. Команды готовят и самостоятельно проводят мастер-классы по темам, в которых они сами добились успехов (по согласованию с авторами);
Квизы по различным темам. Команды участвуют в готовых и сами разрабатывают квизы;
Виртуальные экскурсии «Знакомство с городами. В ходе программы участники рассказывают друг другу о своих городах, используя фото и видео-материалы, викторины, квесты и т.д. Основная задача - познакомить участников из других городов со своим родным городом. Каждая делегация самостоятельно определяет формат и содержание вечера знакомства со своим городом.
Виртуальные экскурсии по России (программы по инициативе и по согласованию со студентами).
Задания для участников Регаты предлагались в виде «шведского стола», и команда яхты могла выбирать, но ребята преимущественно выполняли все задания без исключения!
Гоночный комитет
Гоночный комитет регаты (Оргкомитет смены) был погружен в проверку заданий в режиме 24х7 и был чрезвычайно рад такой активности и боевому настрою! Личный рейтинг 10 участников по самой высокой шкале превысил 150 заданий за 2 недели регаты! Лидерами здесь стали Александр Дегтяренко, яхта «Палермо», Варвара Донская, яхта «Спектр» и Егор Родченко, яхта «Победа». Пятеро ребят выполнили более 135 заданий и 9 участников – более 120 заданий!
Краткая характеристика образовательной программы самой «Полевой академии проектного менеджмента», где были реализованы два уровня программ:
Академия-2.0 - занятия для опытных участников программы, кто планирует разработать боле серьезный социальный проект и даже подать заявку на один из конкурсов на уровне региона или Российской Федерации.
Учебная программа «Академия-2.0» включает в себя:
Курс «Успешные социальные проекты». Представление кейсов реализованных социальных проектов участниками программы за прошедшие годы, анализ типичных ошибок и советы опытных проектировщиков-волонтеров программы.
Хакатон «Игровые решения социальных проблем», основная цель которого - разработать вариант игрового решения социальной проблемы в онлайн-формате: игра для социального проекта; геймификация для социального проекта; игра, связанная с социальным проектом в своем городе.
Основной результат хакатона - прототип (эскиз, модель, сценарий) игрового решения, то есть готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт – первая версия игрового решения, который позволяет протестировать проектную идею и упаковать лучшие идеи в готовые сценарии.
Курс «Проектная деятельность в онлайн-формате». Его цель - закрепление полученных навыков проектирования с акцентом на онлайн-форматы. В основе курса - авторская технология «Конструктор социальных проектов», позволяющая детально описать каждый этап проекта с использованием технологических карт.
Курс «Мультимедиа форматы для социальных проектов». Это практический курс, основная цель которого освоение интерактивных систем, обеспечивающих одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами.
Лайт-Академия - открытые занятия для новичков, то есть тех, кто только планирует заниматься разработкой социальных проектов.
Учебная программа Академии-Лайт представляет собой облегченный вариант «Академии-2.0», где студенты знакомятся с основами проектной деятельности и проходят event-практикум, основанный на принципе «Сегодня придумали и подготовили, а завтра провели для всех студентов «Полевой академии» (с учетом разницы во времени между городами). Основное содержание - разработка и реализация различных мероприятий (викторины, квесты, квизы и др.) силами самих студентов.
Кроме того, студенты формируют банк авторских сценариев и технологий, которые они смогут использовать в дальнейшем в своих социальных проектах в обычном и онлайн-формате как в масштабах школы, так и на уровне города.
Для освещения подготовки и проведения «Полевой академии» создается пресс-центр, который готовит видеоматериалы для YouTube и размещает информацию в социальных сетях. Для работы в пресс-центре приглашаются волонтеры, активные участники летних программ прошлых лет и начинающие журналисты.
Для педагогов проводится серия вебинаров по теме «Управление развитием инициатив обучающихся по решению социальных проблем города». Основная цель - практическая подготовка педагогов к осуществлению функций куратора школьных проектных групп (офисов), которые готовят материалов социальных проектов.
Судовой журнал.
Каждый экипаж в ходе Регаты заполнял креативный судовой журнал, где отражалась ежедневная жизнь команды. Вот один из примеров записей в таком журнале «Итоги и впечатления, или Приплыли, а вернее, пришли в ту самую бухту Радости!»
«Уже можно оглянуться на себя, оставшихся на том берегу, когда мы еще побаивались пускаться в путь, пока было нелегко сформировать команду и мы не представляли, что такое онлайн- регата! Педагоги в отпусках, одноклассники на каникулах, и опять эта дистанционка! Но, как оказалось, дистанционка дистанционке – рознь! И онлайн может быть увлекательным!!!
Хотя сначала мы все были в шоке от количества заданий! Но затем стали выполнять (даже дополнительные задания!) потому, что было интересно, мы чувствовали друга и даже шутили!
Затем каждодневные Zoom-встречи стали привычными по распорядку жизни нашей команды. За две недели мы подружились и с командами, и городами: узнали о социальных проектах других школ и волонтеров, побывали во всех городах на виртуальных экскурсиях, подготовленных участниками, и приобрели новую мечту – еще раз встретиться будущим летом лично в одном из удивительных уголков России!
Наша работа в мультимедийном пространстве была истинным выходом в открытое море: платформы Canva, Tilda, Padlet, Flora стали для нас площадками, раскрывающими наши таланты. А сколько своих шедевров мы создали за это время! Одни бортовые журналы экипажей яхт, сделанные в Tilde, чего стоят! Не говоря уже о постоянном использовании платформы MyQuiz для проведения ежедневных опросов и викторин. Дух захватывало и от соревновательности, и от того, что столько городов участвовало, и от того, что спикеры были «на любой вкус».

Для справки
Рега́та (итал. regata, от riga — ряд, линия; стартовая линия) — крупное соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов.
Одной из первых известных регат была состоявшаяся в 1740 году Венецианская регата гондольеров. С середины XIX в. регаты по парусному и гребному спорту стали проводиться в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, с конца XIX — начала XX вв. — в скандинавских странах, России, США, Канаде, странах Латинской Америки и др.
Мировую известность получили Королевская регата Хенли по академической гребле (проводится с 1839 года на реке Темза у города Хенли-он-Темс, вблизи Лондона), Кильская парусная регата (1897, Кильская бухта Балтийского моря, Германия).
Регата — это всегда командная работа. Каждый делает свое дело и несет ответственность за результат. Промах одного члена команды приводит к проигрышу всей команды. При этом на помощь товарища рассчитывать можно, но он начнет помогать не ранее, чем выполнит свою работу. Справедливо и обратное: помогать другим следует, когда свою работу уже сделал.
Активная работа после старта - 3−5 часов. После финиша экипажи высаживаются на берег для отдыха, а вечером начинается береговая программа. На регатах остается время для отдыха и развлечений. Это и экскурсии, осмотр достопримечательностей, прогулки, вечеринки, новые знакомства, конкурсы и многое другое — организаторы подходят к программе развлечений так же серьезно, как и к организации гонок.
Вообще, регата — это не только работа на яхте, но и путешествия, новые знания и друзья.
Прутченков А.С.
Made on
Tilda