Меню
Педагогическое конструкторское бюро

Ох, уж эти проблемы!

Китайская пословица
"Только большие проблемы дают большие возможности"
Описание ошибок, связанных с изучением проблем, что необходимо для разработки первоначального замысла любого проекта.
Ошибка 1. Отсутствие информации о проблемах города (района, школы)
Начиная работу над проектом, группа сразу приступает к составлению плана или даже проводит мероприятия. Но для подготовки проекта нужно сначала изучить мнение людей о тех трудностях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.
Важно понять, в чем нуждаются, например, дети или пожилые люди, которым вы планируете оказать посильную поддержку. И только после этого можно будет приступать к разработке проекта, который принесет реальную пользу людям
Основные причины данной ошибки и советы по их исправлению
1. Узкое восприятие проблем, или "Что тут думать, давайте делать"
Причина: Начинающие проектные группы часто ограничиваются только теми проблемами, которые лежат на поверхности, игнорируя более глубокие и системные вопросы.
Советы по исправлению:
Совет 1. Проведите мозговой штурм и сессии по выявлению скрытых проблем и причинно-следственных связей. Используйте методики, такие как анализ "5 почему", чтобы глубже разобраться в ситуации.
Совет 2. Организуйте фокус-группы с разными категориями участников (жители, школьники, родители, учителя), чтобы получить разнообразные мнения и выявить менее очевидные проблемы.
2. Недостаточное исследование и анализ, или "Мы и так все знаем"
Причина: Многие начинающие проектные группы не проводят достаточного исследования и анализа, чтобы выявить актуальные проблемы. Это может быть вызвано нехваткой опыта или времени.
Советы по исправлению:
Совет 1. Организуйте сбор данных через опросы, интервью и анализ открытых источников информации. Важно привлечь к этому процессу как можно больше заинтересованных сторон, включая жителей, работников школы и местные организации.
Совет 2. Создайте аналитическую группу внутри проектной команды, которая будет систематически собирать и анализировать данные. Регулярно проводите встречи для обсуждения полученной информации и выявления ключевых проблем.
3. Игнорирование уже существующих данных и исследований, или " У нас нет времени на разговоры"
Причина: Некоторые проектные группы не обращают внимания на уже существующие данные и исследования, считая их нерелевантными или устаревшими.
Советы по исправлению:
Совет 1. Проведите обзор доступных исследований, отчетов и статистических данных перед началом проекта. Это поможет избежать дублирования работы и использовать уже накопленные знания.
Совет 2. Создайте базу данных или архив, где будут собраны все найденные материалы. Это упростит доступ к нужной информации и обеспечит её систематическое использование.
4. Недостаток навыков и знаний у членов проектной группы, или "Главное начать, а потом разберемся"
Причина: Членам проектной группы может не хватать навыков и знаний для проведения качественного анализа и выявления проблем.
Советы по исправлению:
Совет 1. Обеспечьте обучение участников команды. Проведите тренинги по методам исследования и анализа данных, а также по эффективному взаимодействию с сообществами.
Совет 2. Привлекайте внешних специалистов и экспертов, которые могут поделиться опытом и дать ценные рекомендации. Это поможет компенсировать недостаток знаний и повысить качество работы команды.
Хотите, чтобы бумажные карточки "Конструктор проекта" появились
в вашей педагогической копилке?
Ошибка 2. Использование устаревшей информации о проблемах города (района, школы)
Работая над проектом, группа опирается на устаревшую и не точную информацию, которая уже не имеет прямого отношения к проблеме, являющейся объектом для проектной деятельности.
Группа не считает важным искать и анализировать данные о состоянии и проблемах представителей целевой аудитории.
Такой отношение к информации приводит к пустой трате времени и даже ресурсов, так как решаемая проблема может быть уже решена или не актуальна.
Основные причины данной ошибки и советы по их исправлению
1. Ограниченный доступ к актуальной информации
Причина: Проектные группы не имеют доступа к последним исследованиям и отчетам, что вынуждает их работать с устаревшими данными.
Советы по исправлению:
Совет 1. Сотрудничайте с местными органами власти, учреждениями и библиотеками, чтобы получить доступ к актуальной информации.
Совет 2. Используйте онлайн-ресурсы, открытые источники, чтобы получать свежие данные.
2. Недостаточное внимание к проверке актуальности информации.
Причина: Проектные группы часто не проверяют, насколько актуальна использованная информация, что приводит к работе с устаревшими данными.
Советы по исправлению:
Совет 1. Включите проверку актуальности данных в процесс работы над проектом. Определите сроки давности для различных типов данных и регулярно обновляйте их.
Совет 2. Используйте несколько источников информации для перекрестной проверки данных. Это поможет выявить и исключить устаревшие сведения.
3. Отсутствие регулярного мониторинга изменений
Причина: Проектные группы не проводят регулярный мониторинг изменений в ситуациях, связанных с проблемами, что приводит к использованию устаревшей информации.
Советы по исправлению:
Совет 1. Назначьте ответственных за этот процесс и проводите регулярные проверки актуальности информации по проекту.
Совет 2. Внедрите использование инструментов для автоматизированного сбора и анализа данных.
4. Слабое взаимодействие с заинтересованными сторонами
Причина: Проектные группы недостаточно взаимодействуют с заинтересованными сторонами, которые обладают актуальной информацией.
Советы по исправлению:
Совет 1. Установите регулярные контакты с ключевыми заинтересованными сторонами, такими как местные сообщества, школы и организации. Проводите встречи, опросы и консультации для получения свежей информации.
Совет 2. Создайте сеть информационного обмена с участием всех заинтересованных сторон, где можно оперативно обмениваться новыми данными.
5. Неправильное использование данных из вторичных источников
Причина: Использование данных из вторичных источников без проверки их актуальности и правильности может привести к работе с устаревшей информацией.
Советы по исправлению:
Совет 1. Всегда проверяйте дату публикации и источник данных перед использованием. Убедитесь, что данные соответствуют текущим реалиям и условиям вашего проекта.
Совет 2. При использовании вторичных данных проводите собственное исследование для подтверждения или обновления информации. Это может включать дополнительные опросы, интервью или анализ новых источников.
6. Низкий уровень цифровой грамотности
Причина: Недостаток навыков и знаний в использовании современных технологий для поиска и обработки информации может привести к использованию устаревших данных.
Советы по исправлению:
Совет 1. Обеспечьте обучение членов команды современным методам и инструментам для поиска и анализа информации. Проведите тренинги по цифровой грамотности и использованию специализированных программ.
Совет 2. Используйте онлайн-ресурсы, которые автоматически обновляют информацию и предоставляют доступ к последним данным.
Следование этим советам позволит проектным группам избегать использования устаревшей информации и повышать эффективность своих проектов за счет работы с актуальными данными.
Ошибка 3. Поверхностный анализ проблемы без углубления в коренные причины
Если даже группа понимает необходимость изучения существующих проблем, она ограничивается не глубоким анализом, а их простым перечислением, считая, что этого вполне достаточно. Такой подход часто приводит к недостаточному пониманию проблемы и, как следствие, к неэффективным решениям.
Основные причины данной ошибки и советы по их исправлению
1. Недостаток времени и ресурсов
Причина: Начинающие проектные группы часто сталкиваются с ограничениями во времени и ресурсах, что приводит к поверхностному анализу проблемы.
Советы по исправлению:
Совет 1. Расставьте приоритеты в работе, выделяя достаточное время на анализ ключевых проблем. Используйте техники управления временем, чтобы эффективно распределять ресурсы.
Совет 2. Привлекайте дополнительных участников или волонтеров для изучения проблем. Это поможет распределить нагрузку и углубить анализ.
2. Отсутствие опыта анализа проблем
Причина: Недостаточный опыт и знания участников проектной группы могут привести к поверхностному пониманию проблемы.
Советы по исправлению:
Совет 1. Организуйте обучение и тренинги для членов команды, направленные на развитие навыков анализа проблем и критического мышления.
Совет 2. Привлекайте экспертов с соответствующим опытом для консультаций и проведения обучающих сессий. Их помощь может существенно повысить качество анализа.
3. Редкое использование методов анализа причинно-следственных связей
Причина: Игнорирование или неправильное использование методов анализа причинно-следственных связей, таких как «5 почему» или диаграммы Исикавы («Рыбья кость»).
Советы по исправлению:
Совет 1. Внедрите использование систематических методов анализа, таких как «5 почему», диаграммы Исикавы, SWOT-анализ, для выявления коренных причин проблем.
Совет 2. Проводите групповые сессии мозгового штурма, где участники могут совместно работать над выявлением причинно-следственных связей. Это позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения.
4. Недостаточное взаимодействие с заинтересованными сторонами
Причина: Ограниченное взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами, которые могут предоставить важную информацию о коренных причинах проблемы.
Советы по исправлению:
Совет 1. Организуйте регулярные встречи и консультации с представителями местных сообществ, экспертов и других заинтересованных сторон для получения более полного понимания проблемы.
Совет 2. Создайте каналы для постоянной обратной связи, такие как опросы, фокус-группы или онлайн-платформы, чтобы получать и учитывать мнения заинтересованных сторон на разных этапах проекта.
5. Неправильная формулировка проблемы
Причина: Проблема может быть неправильно сформулирована изначально, что приводит к поверхностному её анализу и непониманию коренных причин.
Советы по исправлению:
Совет 1. Проведите тщательную предварительную работу по формулированию проблемы, используя методики уточнения, такие как SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound).
Совет 2. Включите в процесс формулирования проблемы представителей разных групп интересов, чтобы учесть разнообразные точки зрения и аспекты проблемы.
Педагогическое конструкторское бюро
Ответы Бабы Яги на вопросы о проектах и проектных группах
Ошибка 4. Сосредоточение на одном типе источников информации, игнорируя другие доступные и релевантные источники.
Проектная группа ограничивается изучением только хорошо знакомых и привычных для ее участников источников информации, например, тех, которые были использованы в уже реализованном успешном социальном проекте. Это существенно ограничивает качество анализа и понимание проблем.
Основные причины данной ошибки и советы по их исправлению
1. Узкий кругозор и ограниченное знание доступных источников.
Причина: Начинающие проектные группы могут не знать о разнообразии доступных источников информации или не понимать их значимость.
Советы по исправлению:
Совет 1. Организуйте обучение для команды по доступным источникам информации, включая академические исследования, статистические данные, отчеты общественных организаций, медиа-ресурсы и т.д. Это расширит их кругозор и повысит осведомленность.
Совет 2. Создайте справочник с перечнем адекватных источников информации для вашей тематики. Регулярно обновляйте этот ресурс и делитесь им с командой.
2. Предпочтение удобных или привычных источников
Причина: Участники команды могут предпочитать пользоваться только теми источниками, которые им уже известны и с которыми они привыкли работать, избегая новых или менее удобных ресурсов.
Советы по исправлению:
Совет 1. Внедрите процедуру обязательного использования различных типов источников в процессе исследования. Например, требуйте, чтобы каждый проект включал данные из как минимум трех разных категорий источников.
Совет 2. Проводите регулярные обсуждения и обзоры использованных источников в команде. Это поможет обмениваться опытом и мотивировать участников искать и использовать новые источники.
3. Недооценка важности первичных данных
Причина: Проектные группы могут недооценивать значимость первичных данных (опросы, интервью, наблюдения) и полагаться только на вторичные источники.
Советы по исправлению:
Совет 1. Включите сбор первичных данных в обязательный этап проектной работы. Обучите команду методам проведения опросов, интервью и наблюдений.
Совет 2. Создайте систему планирования и отчетности, где будет учитываться качество и количество собранных первичных данных. Регулярно анализируйте и обсуждайте результаты.
4. Недостаток времени и ресурсов на поиск разнообразных источников
Причина: Ограниченные временные и ресурсные возможности могут приводить к использованию только самых доступных и быстрых в получении источников информации.
Советы по исправлению:
Совет 1. Планируйте изучение проблем с учетом необходимости поиска и анализа различных типов источников. Выделяйте на это достаточное количество времени и ресурсов.
Совет 2. Используйте онлайн-технологии для поиска и сбора информации. Например, специальные онлайн-сервисы, которые помогают находить и обрабатывать данные из разных источников.
5. Отсутствие навыков критического анализа источников
Причина: Недостаток навыков критического анализа и оценки достоверности информации может приводить к тому, что команды полагаются на один тип источников, считая их достаточно надежными.
Советы по исправлению:
Совет 1. Обеспечьте обучение членов команды навыкам критического анализа источников информации. Это включает оценку достоверности, релевантности и объективности данных.
Совет 2. Внедрите практику рецензирования и обсуждения собранной информации внутри команды. Это позволит выявлять слабые места и улучшать качество анализа данных.
Ошибка 5. Отсутствие механизма для сбора и учета обратной связи от заинтересованных сторон
Группа полностью уверена в своих силах и правильности составленного плана работы над проектом полностью игнорирует обратную связь, то есть мнение тех людей, которые вовлекаются в проект. Это может серьезно повлиять на его успешность.
Причины данной ошибки и советы по их исправлению
1. Недооценка важности обратной связи
Причина: Начинающие проектные группы могут не осознавать значимость обратной связи для улучшения проекта и достижения его целей.
Советы по исправлению:
Совет 1. Включите обучение по важности обратной связи в подготовительный этап проекта. Объясните, как обратная связь может улучшить проект и помочь избежать ошибок.
Совет 2. Проводите регулярные сессии рефлексии и обсуждений, где команда анализирует полученную обратную связь и определяет, как ее можно использовать для улучшения проекта.
2. Отсутствие структурированных процессов и инструментов
Причина: Проектная группа может не иметь структурированных процессов и инструментов для сбора и учета обратной связи.
Советы по исправлению:
Совет 1. Разработайте и внедрите инструменты для сбора обратной связи, такие как анкеты, опросы, интервью и т.д.
Совет 2. Используйте онлайн-сервисы, которые позволяет интегрировать механизмы сбора и анализа обратной связи.
3. Ограниченные коммуникационные каналы
Причина: Начинающие группы могут использовать ограниченное количество каналов для взаимодействия с заинтересованными сторонами, что затрудняет получение обратной связи.
Советы по исправлению:
Совет 1. Расширьте количество каналов для взаимодействия, включая личные встречи, электронную почту, социальные сети, онлайн-форумы и платформы для видеоконференций.
Совет 2. Убедитесь, что выбранные каналы коммуникации удобны и доступны для всех заинтересованных сторон.
4. Недостаточная вовлеченность заинтересованных сторон
Причина: Заинтересованные стороны могут быть недостаточно вовлечены в проект, что приводит к отсутствию обратной связи.
Советы по исправлению:
Совет 1. Вовлекайте заинтересованные стороны с самого начала проекта, приглашая их на планирование, обсуждения и принятие решений.
Совет 2. Создайте группы из представителей заинтересованных сторон, которые будут регулярно предоставлять обратную связь и участвовать в ключевых этапах проекта.
5. Отсутствие анализа и использования обратной связи
Причина: Даже если обратная связь собрана, она может не быть проанализирована и использована для улучшения проекта.
Советы по исправлению:
Совет 1. Назначьте ответственных за анализ и использование обратной связи. Эти люди должны систематически обрабатывать и представлять выводы команде.
Совет 2. Внедрите регулярные отчеты и встречи для обсуждения полученной обратной связи и планирования необходимых изменений и улучшений на основе этой информации.
Хотите, чтобы бумажные карточки "Конструктор проекта" появились
в вашей педагогической копилке?
"Старайтесь изо всех сил. Всегда пытайтесь сделать больше, чем нужно. Избавьтесь от страхов. И глубоко вдохните, прежде чем начать".
Персональные советы и рекомендации
Ваши комментарии:
Пишите комментарии в нашей группе в Telegram «Конструктор проектов»
  • Ваши трудности
    С какими трудностями столкнулась ваша команда? Что оказалось неожиданным? О чем спорили командой? И главное - как вы справились на этом этапе с изучением актуальных проблем своего города, района, школы, дома, где вы живете и т.д.?
  • Ваши советы
    Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует заниматься разработкой своего первого проекта? На что обратить особое внимание?
Наша команда
Педагогическое конструкторское бюро
  • Прутченкова Светлана Александровна
    Руководитель
    Педагогического конструкторского бюро
  • Прутченков Александр Сергеевич
    Главный научный сотрудник Педагогического конструкторского бюро
  • Павлова Анна Алексеевна
    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро
Made on
Tilda